Сайт разработан в соответствии со статьей 29 закона «Об образовании в РФ»

Версия для слабовидящих

Сеть сайтов образовательных учреждений Республики Ингушетия sites.sokori.ru

Редактировать

Учебный план

         Пояснительная записка к учебному плану

 

на   2017 - 2018 учебный год

 

1.  Общие положения

 

1.1. Учебный план – документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся.

 

1.2. Учебный план государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей №1 г.Сунжа», реализует основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования

       1.3. Учебный план  государственного бюджетного  общеобразовательного  учреждения «Лицей №1 г.Сунжа» на 2017-2018 учебный год разработан на основе Регионального базисного  учебного плана для государственных общеобразовательных организаций Республики Ингушетия, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования на 2017-2018 учебный год и в соответствии с :

Федеральным Законом от  29.12.2012   № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004                  № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»; 

приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от  06.10.2009    № 373  «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;

приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2011 № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»;

приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»;

 

Постановлением Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к  условиям и  организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189,  (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011   № 19993);

 

1.4. Учебный план ГБОУ «Лицей №1 г.Сунжа» является нормативно-правовым актом.

Учебный план определяет перечень и количество часов учебных предметов, обязательных для изучения на уровнях начального, основного общего и среднего общего образования, в соответствии с Федеральным базисным учебным планом, по которым проводится оценивание текущей успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

 устанавливающим перечень предметов и объём учебного времени отводимого на выполнение федерального компонента государственного стандарта общего образования и компонента образовательного учреждения на всех ступенях общего образования (начального общего, основного общего и среднего общего образования) по классам.

 

При реализации учебного плана школы используются:

 учебники, рекомендуемые к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г.  № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

 

 

 

2.    Структура и задачи учебного плана

       Учебный план предусматривает деление учебных часов на две части:

- инвариантную часть (федеральный компонент);

- вариативную часть (компонент образовательного учреждения).

В инвариантной части учебного плана реализуется федеральный компонент государственного образовательного стандарта, который гарантирует овладение учащимися школы необходимым минимумом знаний, умений и навыков, обеспечивающими возможность продолжения образования.

Перечень предметов инвариантной части  учебного плана, их названия, количество часов, отведенных на их изучение, полностью соответствует:

-  Приказу Министерства образования Российской Федерации от 09 марта 2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

-   Приказу Министерства образования Российской Федерации от 03.06.2011 №1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министра образования Российской Федерации от 09 марта 2004г.№1312»;

-  Приказу министра образования  и науки Республики Ингушетия от 08.08.2016 г.  №462-п «Об утверждении регионального базисного учебного плана для государственных общеобразовательных организаций Республики Ингушетия, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования на 2016-2017  учебный год».

Инвариантная часть учебного плана на ступени начального общего, основного общего и среднего общего образования реализуется в полном объеме.

Таким образом, федеральный компонент определяется государственным стандартом, а школьный  компонент – социальным заказом и статусом  образовательного учреждения.

В качестве иностранного языка в школе преподаются английский, французский и немецкий языки.

Объем домашних заданий (по всем предметам) таков, что затраты времени на его выполнение не превышают (в астрономических часах): во 2 - 3 классах - 1,5 ч, в 4 - 5 классах - 2 ч, в 6 - 8 классах - 2,5 ч, в 9 - 11 классах - до 3,5 ч. (СанПиН 2.4.2.2821-10, п. 10.30).  Обучение в 1 классе проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий (СанПиН 2.4.2.2821-10, п. 10.10).

 

 

 

3.  Учебный план  начального общего образования

 

Первая ступень общего образования - сложившееся, самоценное, самостоятельное и обязательное звено в системе непрерывного и общего образования. Усиление внимания к воспитанию и развитию школьников определяет ориентацию на достижение планируемых результатов не только на предметные знания и умения, но и на такие важные для характеристики выпускника начальной школы качества, как учебная и речевая деятельность, культура поведения, усвоение эстетических норм и другое. На первой ступени обучения закладывается база, фундамент всего последующего образования. Начальная ступень школьного обучения обеспечивает познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими.

В 2017-2018 учебном году в начальной школе обучение ведется по  развивающим программам,  обеспечивающим реализацию системно-деятельностного подхода.

В 1-4 классах обучение ведется в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Утвержден и введен в действие с 1 января 2010 года приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 декабря 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» и приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»).

 Учебный план 1-4 классов ГБОУ «Лицей №1 г.Сунжа» ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования по УМК «Школа России».

Содержание начального общего образования, определенное обязательной частью учебного плана школы, обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным и национально-значимым ценностям, формирует систему предметных навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям Стандарта. Учебные занятия в начальной школе проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В начальной школе формируются универсальные учебные действия, закладывается основа формирования учебной деятельности ребенка - система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.

Начальная ступень школьного обучения обеспечивает познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. Содержание образования на первой ступени общего образования реализуется преимущественно за счет введения интегрированных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, деятельностного подхода и индивидуализации обучения по каждому предмету (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, технология).

Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования: формирование гражданской идентичности школьников; их приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям; готовность к продолжению образования в основной школе; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.

Изучение предмета «Русский язык»  в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

-        развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения;

-        воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

-        освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

-        овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема; овладение  основами делового письма (написание записки, адреса, письма).

Предмет «Литературное чтение» в начальной школе ориентирован на реализацию следующих целей:

-        формирование читателя-школьника с развитыми нравственными и эстетическими чувствами, способного к творческой деятельности;

-        формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа);

-        знакомство с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы.

Изучение предмета «Иностранный язык»   направлено на достижение следующих целей:

-        формирование умений общаться на иностранном языке  с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников; элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме;

-        развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком;

-        освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на иностранном языке.

Изучение предмета «Математика» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

-        развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых  для успешного решения  учебных и практических задач и продолжения образования;

-        освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике как части общечеловеческой культуры;

-        воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Учебный предмет «Окружающий мир»  является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы основ безопасности жизнедеятельности. Изучение предмета «Окружающий мир (человек, природа, общество)» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

-        обеспечение целостного восприятия природы, общества и человека;

-        формирование умения учиться: понимать учебную задачу, моделировать учебную ситуацию, высказывать предположения, проводить самоконтроль хода и результата учебных действий;

-        психическое и социальное развитие ребенка.

Особое внимание при изучении предмета «Окружающий мир» необходимо уделить формированию у младших школьников здорового образа жизни, элементарных знаний поведения в экстремальных ситуациях, и прежде всего, знаний правил дорожного движения.

Предметная область «Искусство» изучается в 1 – 4 классах по два часа в неделю по модульному принципу и включает разделы «Изобразительное искусство» и «Музыка». Данные разделы изучаются как отдельные учебные предметы «Изобразительное искусство» (1 час в неделю) и «Музыка» (1 час в неделю). Изучение предметов эстетического цикла направлено на достижение следующих целей:

-        развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

-        овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной и музыкальной деятельности;

-        воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традиции, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Изучение предмета «Физическая культура» направлено на достижение следующих целей:

-        укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию и всесторонней физической подготовленности обучающихся;

-        развитие жизненно важных двигательных умений и навыков, формирование опыта двигательной деятельности;

-        овладение общеразвивающими и корригирующими физическими упражнениями, умением их использовать в режиме учебного дня, активного отдыха и досуга;

-        воспитание познавательной активности, интересы и инициативы на занятиях физическими упражнениями, культуры общения в учебной и игровой деятельности.

В рамках учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 4 классе по выбору обучающихся или по выбору их родителей (законных представителей) в 2017-2018 учебном году изучаются основы исламской культуры. Изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» направлено на достижение следующих целей:

-        развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

-        знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;

-        воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

Выбор модулей осуществлен родителями (законными представителями), данный выбор

 

зафиксирован протоколом родительского собрания и письменными заявлениями родителей. Модуль, которые будет реализовываться в 2017 –

 

2018 учебном году:

 

 

·       Основы исламской культуры;

В результате изучения всех предметов на ступени начального общего образования у учащихся 1-4 классов, обучающихся по ФГОС НОО, будут формироваться личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Особенностью учебного плана является наличие внеурочной деятельности, важной составной части содержания образования, увеличивающей вариативность и адаптивность к интересам, потребностям и способностям школьников. В 2017-2018 учебном году в 1-4  классах выделяется по 6 часов в неделю в каждом классе на внеурочную деятельность, которая организуется по направлениям развития личности: духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

В 1-4 классах начальной школы все программы дополнительного образования в рамках внеурочной деятельности учащихся учитывают современные требования к обеспечению физического и психологического здоровья учащихся, к формированию навыка здорового и безопасного образа жизни; направлены на всестороннее развитие личности учащихся школы.

                                                                                                     

 

Учебный план  начального общего образования

 на 2017-2018 учебный год

(ФГОС НОО)

Предметные области

Учебные предметы

Количество часов в неделю

1 класс

2 класс

 

3 класс

 

4 класс

 

 

 

 

 

 

Филология

Русский язык

4

      5

5

5

Литературное чтение

4

3

3

3

Ингушский язык

3

2

2

2

Ингушская литература

 

3

3

3

Иностранный язык (английский)

 

2

2

2

Математика и информатика

Математика

4

4

4

4

Обществознание и естествознание

Окружающий мир

1

2

2

1

Основы духовно-нравственной культуры

Основы  исламской культуры

 

 

 

1

Искусство

ИЗО

1

1

1

1

Музыка

1

1

1

       1

Физическая культура

Физическая культура

3

3

3

3

ИТОГО:

21

26

26

26

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе.

21

26

26

26

Внеурочная деятельность

10 ч

10 ч

10 ч

10 ч

 

-        Учимся творить» (4).

 

4.     Учебный план  основного общего образования (5-9 классы)

 

Вторая ступень общего образования обеспечивает освоение учащимися общеобразовательных программ в условиях становления и формирования личности ребенка и направлена на развитие его склонностей, интересов и способностей к социальному и профессиональному самоопределению.

Учебный план для 5-9 классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования.

В 5-7 - классах обучение ведётся в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом. Обучение в 8-9 классах ведется в соответствии с федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» и в соответствии с Региональным базисным учебным планом для государственных общеобразовательных организаций Республики Ингушетия

В 2017-2018 учебном году в 5-7-ых классах 4 часа в неделю отведено на внеурочную деятельность, которая организуется по направлениям развития личности: духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. В 5-7-ых классах основной школы все программы дополнительного образования в рамках внеурочной деятельности учащихся учитывают современные требования к обеспечению физического и психологического здоровья учащихся, к формированию навыка здорового и безопасного образа жизни; направлены на всестороннее развитие личности учащихся школы:

 

Инвариантная часть базисного учебного плана 5- 9 классов призвана обеспечить достижение государственного стандарта основного общего образования и представлена следующими учебными предметами:

·         Учебный предмет «Русский язык» изучается 5 часов в неделю в 5, 6 классах, 3 часа в неделю в 7-9 классах.

Целью изучение учебного предмета «Русский язык» в основной школе является формирование общеучебных умений, навыков и обобщенных способов деятельности, в основе которых также задействованы все виды речемыслительной деятельности: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Учебный предмет «Литература» изучается в 5-8 классах по два часа в неделю,  в 9 классе - 3 часа в неделю,

Сформулированные в стандарте цели литературного образования в основной школе сгруппированы в четыре смысловых блока: воспитание, развитие, освоение знаний, овладение умениями. При этом последовательность целей не указывает на их иерархию, т.е. все цели являются равноценными по значимости.

Учебный предмет «Иностранный язык (английский)» изучается в 5-9 классах по три часа в неделю. Основными целями изучения иностранного языка являются:

-        развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной);

-        развитие и воспитание школьников средствами иностранного языка.

Основу разработки федерального стандарта по иностранному языку составляют следующие концептуальные положения. В соответствии с личностно-ориентированной парадигмой образования федеральный компонент стандарта по иностранному языку для всех ступеней обучения нацелен на комплексную реализацию личностно-ориентированного, деятельностного, коммуникативно-когнитивного и социокультурного подходов к обучению иностранным языкам. Цели, содержание и планируемые результаты языкового образования представлены в единой системе. Задаваемое содержание ориентировано на образование, воспитание и развитие личности школьника средствами изучаемого языка. Предложенный объем учебного времени достаточен для освоения иностранного языка на функциональном уровне.

Учебный предмет «Математика» изучается в 5-9  классах по пять часов в неделю.   В 7-9 классах учебный предмет «Математика» построен по модульному принципу и включает разделы «Алгебра» и «Геометрия». Данные разделы изучаются как отдельные учебные предметы Математика (алгебра) (3 часа в неделю) и Математика (геометрия) (2 часа в неделю). Цели обучения математики:

-         формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средства моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;

-         развитие логического мышления, пространственного воображения,  алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности;

-         овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;

-         воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики.

Предмет «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» (далее – Информатика и ИКТ), изучается как самостоятельный учебный предмет федерального компонента государственного стандарта общего образования в 5-9  классах по 1 часу в неделю.

Учебный предмет «Обществознание (включая экономику и право)» изучается с 5 по 9 класс по одному часу в неделю, является интегрированным, построен по модульному принципу и включает содержательные разделы: «Общество», «Человек», «Социальная сфера», «Политика», «Экономика» и «Право». Цели учебного предмета «Обществознание» структурированы путем выделения пяти направлений: развитие личности учащихся, воспитание, усвоение системы знаний, выработка умений, формирование способности применять полученные знания и умения в практической деятельности.

Учебный предмет «География» изучается в  6 классе по одному часу в неделю; в 7, 8 и 9 классах — по два часа в неделю. Структура целей представлена на пяти уровнях и включает освоение знаний; овладение умениями; развитие, воспитание и практическое применение географических знаний и умений. Все цели являются равнозначными.

Учебный предмет «Биология» изучается в 5-6 классах по одному часу в неделю; в 7, 8 и 9 классах — по два часа в неделю. Структура целей представлена на пяти уровнях и включает освоение знаний; овладение умениями; развитие, воспитание и практическое применение биологических знаний и умений. Все цели являются равнозначными.

 

Учебный предмет «Технология» изучается в 5-9 классах по 1 часу в неделю. Обучение школьников технологии строится по модульному принципу на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С учетом сложившейся в стране системы подготовки учащихся к последующему профессиональному образованию и труду и с целью удовлетворения образовательных склонностей и познавательных интересов учащихся, возможностей школы, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ по технологии изучается в рамках одного из направлений: «Технология. Технический труд», «Технология. Обслуживающий труд».

Справка. В связи с отсутствием оборудованных кабинетов, учебные часы технологии переданы для изучения предмета «Информатика и ИКТ».

Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее ОБЖ) изучается в 8 классах по одному часу в неделю. Преподавание данного учебного предмета  обусловлено необходимостью освоения обучающимися  умений действовать в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим. Цели изучения курса ОБЖ:

-         освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни; государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;

-         воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества;

-         развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении здорового образа жизни;

-         овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

В рамках преподавания предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» предусмотрены часы в пределах учебного времени на изучение правил дорожного движения.

Учебный предмет «Физическая культура» изучается в 5-9 классах по три часа в неделю. При разработке содержания образования с учетом третьего часа физической культуры на ступени основного общего образования учтены основные направления развития физической культуры в рамках следующих направлений:

Оздоровительное:

воспитание привычки к самостоятельным занятиям по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения.

Спортивное:

углубленное освоение обучающимися на ступени основного общего образования и среднего общего образования (базовый уровень) одного или нескольких видов спорта, предусмотренных образовательной программой основного и среднего образования по физической культуре, а также летних и зимних олимпийских видов спорта, наиболее развитых и популярных в общеобразовательном учреждении или субъекте Российской Федерации, позволяющих активно включаться в соревновательную деятельность.

Общеразвивающее:

овладение обучающимися основами технических и тактических действий, приемами и физическими упражнениями из видов спорта, предусмотренных образовательной программой основного общего образования по физической культуре, а также наиболее развитых и популярных летних и зимних олимпийских видов спорта, и умениями использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности.

Преподавание предметов регионального компонента осуществляется на базовом уровне за счет перевода одного часа из регионального компонента в инвариантную часть базисного учебного плана.

Вариативная часть базисного учебного плана 5 - 9 классов на второй ступени обучения представлена компонентом образовательного учреждения и  направлена на реализацию следующих целей:

- развитие личности ребенка, его познавательных интересов;

- выполнение социального образовательного заказа;

- удовлетворение образовательных потребностей учащихся;

Предметные области

Учебные предметы

Количество часов в неделю

5кл.

6кл.

7 класс

8 класс

 

9 класс

 

 

 

 

 

Филология

Русский язык

5

5

4

3

3

Литература

3

3

3

2

3

Ингушский язык

2

2

2

2

2

Ингушская лит-ра

2

2

2

2

1

Иностранный язык (английский)

3

3

3

3

3

Математика и информатика

Математика

5

5

 

 

 

Математика (алгебра)

 

 

3

3

3

Математика (геометрия)

 

 

2

2

2

Информатика и ИКТ

1

1

1

1

2

Общественно-научные предметы

История

2

2

2

2

2

Обществознание (включая экономику и право)

1

1

1

1

1

География

 

1

2

2

2

 

История религий

2

2

2

2

2

Естественно-научные предметы

Физика

 

 

2

2

2

Химия

 

 

 

2

2

Биология

1

1

2

2

2

Искусство

Музыка

0,5

0,5

 

 

 

Изобразительное искусство

0,5

0,5

 

 

 

Технология

Технология

1

1

2

1

1

Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности

Основы безопасности жизнедеятельности

 

 

 

1

 

Физическая культура

3

3

3

3

3

ИТОГО:

32

33

35

36

36

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной неделе

32

33

35

36

36

Внеурочная деятельность

10

10

10

 

 

               

                                                                                          

 

5.     Учебный план  среднего общего образования.

 

Учебный план для 10-11 классов ориентирован на 2-летний нормативный срок освоения образовательных программ среднего общего образования.

В 2017-2018 учебном году на III ступени обучения в школе  - 1 класс. В 10 -11 классах обучение ведется в соответствии с федеральным базисный учебным планом, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» и в соответствии с Региональным базисным учебным планом для государственных образовательных организаций Республики Ингушетия, реализующих программы основного общего и среднего общего образования на 2017-2018 учебный год.

Среднее общее образование – завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эти функции предопределяют направленность целей на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

-        создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников, построения индивидуальных образовательных программ;

-        обеспечить углубленное изучение отдельных учебных предметов;

Учебный план состоит из инвариантной и вариативной частей.

В инвариантной части учебного плана полностью реализуется федеральный компонент государственного образовательного стандарта, который обеспечивает единство образовательного пространства Российской Федерации и гарантирует овладение необходимым минимумом знаний, умений и навыков, обеспечивающим возможности продолжения образования.

Учебный план имеет 2 компонента: федеральный и региональный.

Вариативная часть учебного плана обеспечивает реализацию предметов по выбору ОУ федерального компонента, а также региональный компонент.

Федеральный компонент включает обязательные учебные дисциплины в обязательном объеме часов, что позволяет заложить фундамент знаний по основным дисциплинам, обеспечивает уровень, соответствующий государственным стандартам образования для успешного продолжения его на следующей ступени. Обязательными  учебными предметами на базовом уровне в соответствии с Федеральным компонентом являются: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История (реализуется курсами «История России», «Всеобщая россия»)», «Физика», «Химия», «Биология», «Физическая культура», «Обществознание (включая экономику и право)», «Физическая культура», «ОБЖ».

 Интегрированный учебный предмет «Обществознание» на ступени среднего общего образования на базовом уровне включает разделы «Экономика» и «Право».

Учебные предметы  представлены в учебном плане и выбраны для изучения обучающимися  на базовом  уровне.

Федеральный компонент (инвариантная и вариативная части).

Часы инвариантной части федерального компонента распределены на учебные предметы следующим образом:

- «Русский язык» -2 часа в неделю в 10 классе, 1 час добавлен из вариативной части с целью расширения и углубления знаний о языке как системе, совершенствования языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций, развитие навыков стилистического и лингвистического анализа текстов.

- «Литература» - 3 часа в 10 классе;

- «Иностранный язык» - в количестве 3 часов в 10-11 классах;

- «Математика» - 4 часов в 10 классе, реализуется предметами Алгебра- 2 часа в неделю и «Геометрия» - 2 часа в неделю.

- «Информатика » -  1 час в 10 классах: 1 час добавлен за счет предмета «Технология».

- «История» - по 2 часа в 10 классе;

- «Обществознание (включая экономику   и право)» - по 2 часа в 10 классе;

- «Естествознание» - в 10 классе изучается в виде отдельных предметов : биология, химия, физика.

Биология, химия и физика  изучаются в объеме 1 часа в неделю, на их изучение добавлены часы из вариативной части федерального компонента: 2 час – на биологию, 2 час – на химию.

- «География» - в 10-классе 1 час в неделю

- На учебный предмет «Физическая культура» отведено 3 часа во всех классах. Предмет является инвариантным.

-  На учебный предмет «ОБЖ» отведено 1 час в 10 классе. Предмет является инвариантным.

 

 

Учебный план 10-11 классов на 2017-2018 учебный год.

 

Предметные области

Учебные предметы

Количество часов в неделю

10 класс

 

11 класс

 

 

Филология

Русский язык

3

 

Литература

3

 

Ингушский язык и  литература

3

 

Иностранный язык (английский)

3

 

Математика и информатика

Математика (алгебра)

3

 

Математика (геометрия)

2

 

Информатика  и ИКТ

1

 

 

Общественно-научные предметы

История

2

 

Обществознание (включая экономику и право)

2

 

География

2

 

Естествознание

Физика

2

 

Химия

2

 

Биология

2

 

Технология

Технология

1

 

Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности

Физическая культура

3

 

ОБЖ

1

 

История религии

 

2

 

ВСЕГО

 

37

 

         

                                                                                                  

 

На третьей ступени обучения завершается образовательная подготовка учащихся. 

Цель образовательной деятельности  – достижение каждым выпускником функциональной грамотности и компетентности, позволяющей сделать выбор в соответствии с профессиональными интересами и намерениями  в отношении продолжения образования.

           Задачи:

•   создать условия и возможности для профессионального и личностного самоопределения учащихся;

•   сформировать способности к самоорганизации, социальной мобильности, социальной адаптации;

•   сформировать способности, необходимые для продолжения  профессионального образования в соответствующей сфере деятельности.

 

                                                         

Учебный план ГБОУ «Лицей №1 г.Сунжа»

 

Предметные области

Учебные предметы

Классы

Количество часов в неделю

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

Всего

Федеральный компонент

Филология

Русский язык

4

5

5

5

5

5

4

3

3

3

42

 

Литература

4

3

3

3

3

3

3

2

3

3

30

Иностранный язык

-

2

2

2

3

3

3

3

3

3

24

Математика и информатика

Математика

4

4

4

4

5

5

 

 

 

5

31

Алгебра

-

-

-

-

-

-

3

3

3

 

9

Геометрия

-

-

-

-

-

-

2

2

2

 

6

Информатика и ИКТ

-

-

-

-

1

1

1

1

2

1

7

Общественно-научные предмет

История

-

-

-

-

2

2

2

2

2

2

12

Обществознание

-

-

-

-

1

1

1

1

1

2

7

География

-

-

-

-

-

1

2

2

2

2

9

Окружающий мир

1

2

2

1

-

-

-

-

-

-

6

Естественно-научные предметы

Физика

-

-

-

-

-

-

2

2

2

2

8

Химия

-

-

-

-

-

-

-

2

2

2

6

Биология

-

-

-

-

1

1

2

2

2

2

10

Искусство

Музыка

1

1

1

1

-

-

-

-

-

-

4

Изоб.искусство/ худ.труд

1

1

1

1

1

1

-

-

-

-

6

Технология

Технология

-

-

-

-

1

1

1

1

1

1

6

Физическая культура и Основы безопасности жизнедеятельности

ОБЖ

-

-

-

-

-

-

-

1

-

1

2

Физическая культура

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

30

Итого:

18

21

21

20

26

27

29

30

31

32

255

Региональный компонент:                                    Ингушский язык, ингушская литература

История религий

3

 

5

 

5

 

5

1

4

2

4

2

4

2

4

2

3

2

3

2

40

13

Предельно допустимая аудиторная недельная нагрузка

21

26

26

26

32

33

35

36

36

37

308

Внеурочная деятельность (кружки, секции, проектная деятельность и др.)

10

10

10

10

10

10

10

-

-

-

70

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

1.    В целях улучшения качества образования в 10 классе из компонента образовательной организации добавлено по 1ч. на преподавание русского языка и биологии.

2.    В соответствии с региональным базисный учебным планом на 2017/2018 учебный год для образовательных организаций Республики Ингушетия, реализующих программы общего образования, при проведении занятий по учебным предметам «Русский язык», «Иностранный язык», «Информатика и ИКТ» осуществляется деление классов на две группы:

- во 2-5 классах – по русскому языку;

- во 2-9 классах – по иностранному языку;

- в 5-7 классах - по информатике и ИКТ

- в 5-10 классах – по технологии

 

6. Прогнозируемый результат. Модель выпускника.

Уровень обученности, сформированности ключевых компетенций, необходимых для дальнейшего профессионального образования, успешной трудовой деятельности:

•   освоил на уровне требований федеральных государственных образовательных стандартов учебный материал по всем предметам школьного учебного плана;

•   освоил содержание выбранного профиля обучения на уровне, способном обеспечить успешное обучение в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования;

•   овладел основными общеучебными умениями и навыками, необходимыми для дальнейшего профессионального образования и успешной трудовой деятельности;

•   овладел основными мысленными операциями: анализа, синтеза, сравнения, конкретизации, абстрагирования, обобщения, систематизации, классификации, умозаключения;

•   овладел навыками планирования, проектирования, моделирования, прогнозирования, исследовательской, творческой деятельности;

•   овладел основами восприятия, обработки, переработки, хранения, воспроизведения информации; информационными технологиями, связанными с приемом, передачей, чтением, конспектированием информации, преобразованием информации;

•   овладел основами компьютерной грамотности, технического обслуживания вычислительной техники;

•   овладел умениями и навыками саморазвития, самосовершенствования, саморегуляции, личной и предметной рефлексии;

•   овладел навыками языкового и речевого развития, культурой родного языка;

•   владение иностранным языком.

 

7. Уровень ключевых компетенций, связанных с физическим развитием и укреплением здоровья:

·      знание и соблюдение норм здорового образа жизни;

·      знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода;

·      знание особенностей физического, физиологического развития своего организма, типов нервной системы, особенностей темперамента, суточного биоритма и т.д.;

·      знание и владение основами физической культуры человека.

 

 

       8. Уровень сформированности ключевых компетенций, связанных с взаимодействием человека и социальной сферы, человека и окружающего его мира

•   владение знаниями, умениями и навыками социального взаимодействия с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами;

•   владение умениями и навыками сотрудничества, толерантности, уважения и принятия другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), погашение конфликтов;

•   владение основами мобильности, социальной активности, конкурентоспособности, умение адаптироваться  в социуме;

•   владение знаниями, умениями и навыками общения (коммуникативная компетентность);

•   владение основами устного и письменного общения, диалогом, монологом, знание и соблюдение традиций, этикета; основами межкультурного общения, иноязычного общения, деловой переписки, знание особенностей коммуникации с разными людьми и владение навыками разного типа общения;

•   владение знаниями, умениями и навыками, связанными с гражданственностью;

•   знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина; осознание  свободы и ответственности человека, гордости за символы государства (герб, флаг, гимн), чувства любви к своей Родине, малой Родине;

•   сформированность уверенности в себе, чувства собственного достоинства, гражданского долга.

 

        9. Уровень сформированности культуры человека:

•   знание и использование ценностей живописи, литературы, искусства, музыки, науки, производства;

•   знание истории цивилизации, собственной страны, религии;

•   владение основами экологической культуры;

•   знание ценностей бытия, жизни.

 

        10. Организация учебного процесса, применяемые технологии

Основным подходом в образовании  на третьей ступени является компетентностный подход. Технологический компонент учебных занятий в 10-х классах  образуют следующие педагогические технологии:

- современное традиционное обучение;

-  зачетная технология;

 - технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

-  проблемное обучение;

 - технология групповой работы;

- технология проекта;

- педагогические мастерские;

- дебаты;

- информационно – коммуникативные технологии.

 

        11. Организационные формы учебного процесса

         Основной единицей учебного процесса остается урок. Основными  формами организации учебных занятий в старших классах являются  школьная лекция, семинар, лабораторная работа, практикум, деловая игра, зачет, проектная деятельность.

В качестве ведущей методологической ориентации избраны принципы  развивающего и личностно ориентированного подхода в обучении в соответствии  которым организуется процесс обучения. Применяются такие приемы и методы, как:

•   творческая деятельность;

•   сотрудничество в учебном взаимодействии;

•   прием актуализации субъективного опыта ученика;

•   метод диалога и полилога;

•   прием создания ситуации коллективного и индивидуального выбора;

•   игровые методы;

•   методы диагностики и самодиагностики;

•   организация проектной деятельности учащихся.

 

 

12. Психолого - медико - педагогическое сопровождение образовательного процесса в старшей школе.

           Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется  через  медико-социально-психологическую службу школы. Цель ее деятельности: профилактика, предупреждение трудных ситуаций, сбор информации об ученике для успешной работы с ним, консультирование учителей и родителей, профориентация учащихся.

   Медицинский работник осуществляет  медицинскую диагностику:

•   мониторинг здоровья учащихся;

•   соблюдение санитарных норм и правил, гигиенических требований к условиям обучения;

•   организация качественного медицинского обслуживания;

•   организация качественного питания школьников, соблюдение питьевого режима.

          Педагог-психолог  осуществляет диагностику когнитивной сферы и факторов личностного характера ученика:

•   мотивация достижения, ее влияние на успешность обучения (10-11 класс).

Содержание и организация внеклассной деятельности учащихся

На третьей ступени общего образования приоритетным видом деятельности является познавательно-профессиональная. Ей принадлежит роль системообразующего фактора в построении воспитательной системы в старшей школе. Не случайно интеллектуальные игры и конкурсы, конференции, предметные олимпиады, предметные декады относятся к ряду основных форм организации процесса воспитания учащихся 10-11 классов. Участие старшеклассников в познавательно-профессиональной деятельности должно не только способствовать обогащению их представлений об  окружающем социальном и природном мире, но и содействовать их личностно-профессиональному самоопределению.        

          Значительно расширяются пространственные проявления творческой активности учащихся 10-х классов в жизнедеятельности  школы. Свою креативность и индивидуальность они  могут проявлять не только в жизни класса, но и всего школьного сообщества. По сравнению с другими возрастными группами школьников старшеклассники имеют наибольшее представительство в органах школьного самоуправления. Подобный опыт способствует становлению социально-адаптированной личности.

 

13. Учебная нагрузка учащихся школы.

Продолжительность учебного года в лицее составляет:

1 класс – 33 учебные недели,

4, 9, 11 классы - 34 учебные недели,

2-3, 5-8, 10 классы – 35 учебных недель.

В 2017 - 2018 учебном году все классы школы обучаются в одну смену в режиме пятидневной учебной недели. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в том числе через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования.

Продолжительность уроков в школе составляет:

2-11 классы – по 40 минут.

1 класс – используется «ступенчатый» режим обучения:

-        в первом полугодии (в сентябре, октябре) - по 3 урока в день по 35 минут каждый;

-        в первом полугодии (в ноябре-декабре) - по 4 урока по 35 минут каждый;

-        во втором полугодии (январь – май) - по 4 урока по 40 минут каждый.

Учебная нагрузка учащихся не превышает объёма максимально допустимой нагрузки, установленной Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2. 2821-10), зарегистрированными в Минюсте России 3 марта 2011 г. (регистрационный номер 19993).

 

14. Учебная нагрузка педагогических работников.

Учебная нагрузка педагогических работников ГБОУ «Лицей №1 г.Сунжа» определяется с учетом количества часов по учебным планам, рабочим программам учебных предметов, образовательным программам в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».

 

При определении учебной нагрузки педагогических работников учитывается вся учебная нагрузка, предусмотренная образовательной программой ГБОУ «Лицей №1 г.Сунжа». Нагрузка педагогических работников, ведущих занятия в рамках внеурочной деятельности, при тарификации педагогических работников устанавливается как педагогическая нагрузка по основной должности. Оплата труда педагогических работников, ведущих занятия в рамках внеурочной деятельности, устанавливается с учетом всех коэффициентов конкретного педагогического работника.